Что делать если ты – монополист?

монополияНа прошлой неделе только ленивый не прошелся по поводу потери «Роскосмосом» монополии на пилотируемые полеты. И что теперь Маск будет возить туристов почти забесплатно и Рогозин должен потерять не только деньги, но и должность…

А чем собственно так виноват Рогозин, что волею случая он стал монополистом и решил вести себя как монополист?

И как вообще должен вести себя монополист?

Я как человек, который довольно долго обладал определенным монопольным правом, знаю об этом не понаслышке. У нашего рекламного агентства довольно долго было эксклюзивное право на транспортную рекламу в городе С.
Начнем по порядку.

Во-первых, монополия никогда не появляется ниоткуда, как джин из бутылки. Монополия – это то, что создаете вы сами. В нашем случае – мы пошли в горэлектротранс и договорились, что будем представлять интересы горэлектротранса и продавать все рекламные возможности.
В случае Рогозина – есть определенная доля везения, но это мы создали более надежный, чем Шатл космический корабль и в какой-то момент – он стал единственным средством доставки космонавтов к МКС.
Есть еще фармакологические компании, которые проводят годы исследований и получают эффективнее лекарственные средства. Которые являются своего рода монополистом в лечении определенных болезней.
То есть монополия – это не сказка, это то, что вы можете создать своими руками.

Второй момент – ради чего создаются монополии?
Не верьте, что ради спасения человечества. Это, конечно, может присутствовать в качестве миссии на обложке буклета, но на самом деле они создаются ради денег.
И поэтому цены монополистов довольно высоки.
При этом на монопольном рынке не работают классические системы ценообразования. Ни цена = себестоимость + планируемая прибыль, ни какие другие. Тут работает правило – цена – это максимально возможная цена на существующем рынке.
И если кто-то говорит, что это плохо, как же так – нужно спасти все человечество, нужно всех вывести в космос, нужно дать всем возможность разместить рекламу, то, поверьте, они так говорят, пока сами не станут монополистами.
И в этот момент тон их речи моментально меняется.
Они тут же забывают про все то, что они говорили и начинают безбожно повышать цены до максимума.

Так куда тратятся деньги, которые зарабатывает монополист?
Первое и главное направление – это охрана своего монопольного положения!
Это работа с патентами, юристами, шпионами и прочими возможностями остаться монополистом как можно дольше. Доходит ли до устранения конкурентов? – наверное, это зависит от размеров бизнеса. Но не всегда это устранение физическое, часто достаточно просто разорить конкурента.
Второе направление куда идут сверхдоходы – это развитие.
Вы должны понимать, сколько бы денег вы не вкладывали в сохранение своей монополии, найдется кто-то, кто проложит свой путь к пряностям или как Илон Маск сделает свой пилотируемый корабль.
И в этот момент, когда ваша монополия разрушится, вы должны готовы представить миру свои новые возможности.
Вот тут скорее всего и прокололся «Роскосмос» — деньги он просто прожирал, а новые разработки по-прежнему в чертежах и бумагах.

И третье направление, куда стоит вкладываться – это то, что сегодня называют пиаром.
Для чего? – главным образом, что бы вас не считали пожирателем детей, а вполне благовидной компанией. И чтобы потом, когда у вас исчезнет монополия, к вам по-прежнему приходили и заказывали рекламу или полеты в космос.
То есть для того, что бы вы не исчезли из бизнеса после исчезновения вашей монополии.

И еще нужно откладывать деньги на черный день. Когда ваша монополия закончится.

Что делать, когда ваша монополия закончилась?
Есть объективные причины почему монополия заканчивается.
Заканчивается срок вашего патента.
Приходит молодой и энергичный товарищ, который находит пути к сердцу директора горэлектротранса и убеждает его поделиться возможностями.
Илн Маск наконец-то доделывает свою ракету и запускает ее в космос.
Все – монополии конец!
И конец монопольным ценам.
Но у вас еще есть возможность бороться.

Нужно опустить цены на уровень себестоимости или ниже.
Вы уже достаточно заработали на своем продукте и теперь просто обрушаете рынок.
Чтобы ваш конкурент не заработал много.
Он, конечно, заработает. Но не столько, чтобы у него была возможность развиваться.
Чтобы жить – да, развиваться- нет.

Это плохо?
Странно, когда вы держали высокие цены, вас ненавидели за это.
Теперь вы рушите цены и вас тоже ненавидят.
Вот только это другие люди, те, что ненавидели за высокие цены – сейчас радуются.

Что делать если вы прошли весь цикл – от создания до краха своей монополии?
Вы почувствовали вкус другой жизни – жизни без конкурентов.
Поэтому создайте новую монополию!
Вам ведь именно этого хочется?