Нужно ли уходить Слуцкому или об отношениях владельца и коммерческого директора
Я довольно много пишу о работе коммерческого директора используя спортивные аналогии. Спорт очень похож на продажи. Особенно – большой спорт и в нем постоянно происходят события, опираясь на которые можно рассказать о бизнесе более понятным и ярким языком. Итак – уйдет Слуцкий или останется?
Нужно понимать, что в спорте, как и в бизнесе у каждого сотрудника есть свой «срок жизни» в компании. Это не относится к владельцам – просто у них срок жизни – это срок жизни самой компании и когда он у них заканчивается – компания умирает.
Чтобы компании развивались они постоянно должны приводить к себе новых людей – в футболе это заметно более всего – если есть возможность заменить игрока на более талантливого — это нужно делать незамедлительно. К чему приводит нарушение этого правила. В бизнесе – к застою в компании – все уже друг друга знают, все действия предсказуемы и с каждым годом каждый шаг вперед дается с большим трудом – на ногах появляются оковы будничности и страха перемен. Доходность падает, расходы – растут. Остается только один путь – все больше и больше работать приходится владельцам — они орут на сотрудников, заставляя их шевелиться, они ведут переговоры не только с ключевыми клиентами, а практически со всеми, кто может стать клиентом, они сами разгружают товар и разрываются на части, пытаясь закрыть все возникающие дыры. Силы и энергия владельца – не бесконечна. Иногда они собирают волю в кулак и тогда увольняют всех и вся и начинается новый этап жизни компании, но чаще всего – они сдаются. И уходят в отпуск, чтобы перезарядить батарейки и начать новый бизнес.
Примерно такую картину можно наблюдать сейчас в ЦСКА.
Команда очень давно не обновлялась — причин может быть много, отговариваются в основном постройкой стадиона, но стадион – это совершенно другой – нефутбольный – бизнес. Кстати очень похоже когда на вопрос, а почему в фирме нет денег, следует ответ – понимаете директор строит себе дом, купил машину и т.п. Все очень похоже на сегодняшнюю ситуацию.
Команда не обновляется, тренер изучил возможности своих игроков вдоль и поперек – он знает что они могут, а чего нет. И сейчас этого «чего не могут» стало гораздо больше, чем «могут». Энергия на постоянную мотивацию закончилась. Победы уже не радуют. Помните, когда вы только начинали, вы радовались каждому новому клиенту, а через несколько лет вам нужны только новые крупные клиенты – просто визитки и листовки вас уже не устраивают. Прикоснувшись к большому успеху нет смысла довольствоваться малым.
Владелец понимает – это тупик.
Да, он тоже приложил руку к тому, что компания или команда оказались здесь.
И Слуцкий полгода назад назвав команду и себя «г-ном» ясно обозначил место, где они оказались.
Какой путь есть из подобной ситуации?
Есть простой и есть правильный.
Но правильный путь – это долгий путь, затратный и в принципе не всегда дающий результат.
А есть быстрый путь – замена тренера. Или замена коммерческого директора.
Что это дает в ближайшей перспективе?
Приходит человек с новой энергией и другим взглядом на происходящее. Очень важно чтобы были два этих фактора.
Новый человек с энергией.
Новый взгляд позволяет не видеть старых взаимоотношений, что Леша любит Васю, а Сережа жить не может без Игорька, а Игорьку все сходит с рук, потому что однажды он спас босса от злой собаки. Новый взгляд позволяет объективно оценить происходящее.
А энергия позволяет выжать из команды все на очень коротком отрезке.
Удержаться в высшей лиге или занять призовое место, получить важный контракт или выполнить предыдущий.
То есть новый человек без серьезных затрат – за счет своей энергии – покупает для владельца время. На переосмысление ситуации и наведения порядка.
После чего команда или компания падает в тартарары – в первую лигу, разоряется, закрывается или все таки находит себе силы и выходит из пике и начинается новый этап жизни компании.
Но уже без старых игроков и как правило без тренера – коммерческого – вытащившего ее из жопы. Владельцы очень не любят видеть рядом с собой людей, спасших их не от злой собаки, а спасших их бизнес – их жизнь.
Слуцкий должен уйти – его роман с ЦСКА слишком уж затянулся и стал тяготить обе стороны. Но ЦСКА в данной ситуации не спасет никто – им просто нужно время на построение новой команды.